15.01.2020 Я СПИСОК КОРАБЛЕЙ ПРОЧЕЛ ДО СЕРЕДИНЫ...

troyblogimagesmall2

 заметка в формате pdf

В Британском музее проходит масштабная выставка "Троя: миф и реальность". На ней представлено 300 с лишним артефактов, связанных с рассĸазами о Троянсĸой войне. Герои цикла троянских мифов появляются здесь в разных ипостасях на античных вазах и саркофагах, на картинах и в виде статуй:  Ахиллес и его пронзенная пята, Елена Прекрасная и падение Трои, Гектор, расстающийся с Андромахой, принц Парис решающий, кому вручить "яблоко раздора" и царь Приам, молящий Ахиллеса отдать ему тело мертвого Гектора. Ну, и, конечно, Одиссей и его хитроумное изобретение - Троянский конь. Нашлось тут место и голливудскому фильму "Троя" 2004 года, и современным произведениям искусства Энтони Каро и Элеанор Антин. 

Мы не будем пересказывать историю Троянской войны от суда Париса до скитаний Одиссея, это очень хорошо и коротко сделал писатель Викентий Вересаев: 

http://онлайн-читать.рф/гомер-илиада/#morgnev

 

Мифов, повествующих о событих 3000-летней давности, много, а каковы документальные свидетельства о них в древности и в наши дни? Начнем с того, что о сочинителе главного источника "Илиады" слепом барде Гомере, который предположительно жил в  VIII веке до нашей эры, почти ничего неизвестно, вполне может быть, что его обобщенный образ создан несколько столетий спустя, во времена Классической Греции. А была ли десятилетняя кровопролитная война между греками и троянцами, до сих пор неизвестно. 

Первые реальные доказательства существования богатейшего города Трои стали появляться лишь в XIX веке благодаря усилиям немецкого археолога-золотоискателя самоучки Генриха Шлимана, который вооружившись томиком "Илиады", отправился искать этот легендарный город. И нашел её в 1973 году, начав раскопки на холме Гиссарлык в сегодняшней Турции. Сомнений нет: этот город, расположенный в плодородной долине вблизи пролива Геллеспонт, он же Дарданеллы, ведущего из Средиземного моря в Черное моря, из-за его наивыгоднейшего положения, неоднократно разрушали и отстраивали заново. Сегодня археологи говорят о девяти разных "троях", расположенных одна поверх другой: от Трои I, основанной примерно в 3000 году до нашей эры, до Трои IX, существовавшей до 600 года нашей эры. Шлиман откопал огромный клад в 8000 предметов, многих из драгоценных металлов - то, что он по ошибке назвал "золотом Приама" - в зоне Трои VI - VIIa, значительно более древней, нежели та, при которой могла проходить легендарная война. Кстати, этот клад сначала был вывезен незаконно из Греции Шлиманом, а через несколько десятилетий Советским Союзом из Берлина в конце Второй мировой войны. Все это хранится сейчас в запасниках Пушкинского музея в Москве.

На выставке Британского музея хорошо прослеживается тема двухступенчатого мироустройства Античного мира. Внизу на Земле простые смертные похищают чужих жен, совершают подвиги и злодеяния. А наверху боги заняты примерно тем же, плюс поощряют и наказывают тех, кто внизу. Так Посейдон, Гера и Афина помогают грекам, а Афродита, Аполлон и Артемида стоят на стороне троянцев. Там на небесах тоже идет борьба, а главный бог Зевс соблюдает нейтралитет. Хотя с другой стороны уже в древнейшие времена считалось, что Зевс затеял эту войну намеренно, чтобы сократить непомерно большое население Земли. Как бы Зевс не вмешался в решение этой острой проблемы и в наше время, если мы сами не научимся управлять демографией.

В самой знаменитой экранизации Троянской войны режиссера Вольфганга Петерсона 2004 года, как говорят критики, зрительные эффекты одержали верх над содержанием. Фильм был номинирован на премию "Оскар" за лучший дизайн костюмов. Костюмеры либо по незнанию, либо сознательно, чтобы фильм могли смотреть дети, упустили из виду, что греки обычно воевали полностью обнаженными: копье или меч в одной руке, щит в другой, а на голове шлем.  И это все - достаточно внимательно рассмотреть греческие вазы, которых в одном лишь Британском музее 10 залов. Кроме того, с моей, конечно, точки зрения актриса Диана Крюгер, хоть и миловидная, но никак не тянет на роль самой красивой женщины в мире из-за которой надо затевать кровопролитную войну и уничтожать благополучный город. Ни она, ни Ахиллес-Брэд Питт никак не выглядят жителями Средиземноморья, уж слишком у них нордический вид.   

Хороший пример изобретательности создателей выставки: над секцией, посвященной падению Трои, создан декоративный навес в виде крупа лошади - вы как бы осматриваете артефакты, находясь внутри Троянского коня. Сам конь, кстати, изготовленный для съемок фильма "Троя", стоит вблизи археологической площадки Гиссарлык. По размерам он, конечно, не мог бы вместить десяток воинов, но современными съемочными средствами любую иллюзию создать нетрудно.

К слову говоря, сегодня ученые думают, что никакого коня не было вовсе. Греки, возможно, подобно хеттами и ассирийцам того времени использовали осадные машины, состоящие из башни на колесах с тараном впереди, чтобы рушить фортификации противника. Воображение барда или бардов вполне могло превратить это массивное устройство в огромного коня. Я часто показываю своим туристам в Британском музее рельеф 865 года до нашей эры с изображением  использования такого моторизованного тарана ассирийцами при осаде города.  

Выставка продлится до 8 марта 2020 года, подробности:

https://www.britishmuseum.org/exhibitions/troy-myth-and-reality?gclid=CjwKCAiAi4fwBRBxEiwAEO8_HszzSwGKI-zLkL--5LrCVJuu8n9ZFQi-ldda40cFp8N6__xoH0eZQRoCc9QQAvD_BwE