10.04.2019 СЦЕНЫ ПАРИЖСКОЙ ЖИЗНИ

boillyimagesmall

заметка в формате pdf

Вы слышали про французского художника Луи-Леопольда Буайи? Вот я тоже не слышал до недавнего времени. Вернее, к одной из его картин в лондонской Национальной галерее (NG), к  "Девушке в окне", я давно присматривался с намерением включить её в мои экскурсии. Упомянутое полотно разительно отличается от других, висящих в этом же зале французской живописи XVIII - XIX веков. Это, по существу, миниатюра, да еще монохроматическая (техника "гризайль"), что редкость; художник полностью отказался от всех цветовых оттенков кроме серого. И еще: вы смотрите на эту девушку, а девушка, как кажется, разглядывает вас. Позднее я понял, что это любимый прием Буайи. Но, поскольку вышеупомянутое полотно, его единственное в коллекции NG, и об этом художнике мало кто слышал ( в моем толстом путеводителе по Национальной галерее он даже не упомянут ), я до сих пор не решался включать "Девушку " в свой экскурсионный маршрут.Такое положение вещей изменила проходящая сейчас в Национальной галерее выставка "Буайи: Сцены парижской жизни". Эта экспозиция камерная, занимает один небольшой зал. Поскольку Буайи был мастером миниатюры, логично, что и выставка его работ миниатюрная. Мои парижские коллеги согласятся со мной, что даже в Лувре картин Буайи не так много. А одно из самых важных частных собраний его работ находится в Англии, спасибо Гарри Хаймсу, застройщику и коллекционеру, скончавшемуся в 2015 году. Среди прочего он известен тем, что финансировал строительство первых небоскребов Лондона Centre Point в начале Оксфорд-стрит и NatWest Tower в Сити. Именно коллекция Хаймса и демонстрируется на выставке NG, причем 20 из представленных там работ публика видит впервые. Одновременно это и первая из когда-либо проходивших в Великобритании выставок Буайи. Луи-Леопольд Буайи родился на севере Франции под Лиллем в бурные для страны годы. Сын скульптора по дереву и самоучка, он прибыл в Париж в 1785 году. В последующие 60 лет Буайи стал свидетелем Великой французской революции, Эпохи террора, взлета и падения Наполеона, Реставрации династии Бурбонов и отстранения её от власти. Все это время Буайи документировал жизнь парижской улицы, бомонда и среднего класса. Он был оппортунистом и"Девушка в окне", 1799 год. Тут не только девушка вас рассматривает, чуть левее её младший брат пытается навести на вас подзорную трубу. И излюбленная техника "тромплей" художника здесь очевидна: платок девушки и занавес "выступают" из картины, аквариум отбрасывает тень за пределы окна. карьеристом: сразу после Революции стал выставлять свои работы в  парижском Салоне, хотя до этого там разрешалось демонстрировать картины лишь членам Académie Royale. Буайи сознательно ориентировался на вкусы новых буржуа, желавших видеть на полотнах самих себя. Да, он был поденщиком, некоторые из его работ имеют явную эротическую окраску, подобно работам мастера предыдущего поколения Жана-Оноре Фрагонара. Вот на одной картине Буайи две девушки страстно целуются. А на другой две дамы приспустив чулки и склонив в сторону зрителя богатство, скрываемое за декольте, сравнивают размеры своих ножек. А вот еще один трюк, повышающий продажи: на одной из ранних работ Буайи к стене приколот листок бумаги, на котором значится имя художника и приписка: "Я сделал это за два часа, стоит 120 франков, мой парижский адрес такой-то и такой-то".  А кто на картине - не упоминается.Изображения толпы на улицах Парижа кисти Буайи можно рассматривать часами, тут вам все возможные типажи, включая карманника, занятого своим делом, нищего, пытающегося выклянчить подаяние и молодого человека, справляющего нужду в сторонке. Не менее интересны его групповые портреты знаменитостей, как представленная на выставке "Встреча художников в студии Изабе", 1798 года. На ней помещены более 30 известных художников, писателей и актеров времен Буайи (включая его самого!) собравшихся в студии миниатюриста Жана-Батиста Изабе. Некоторые из знаменитостей вовсю пялятся из картины на вас. Посетителю выставки предлагалось самостоятельно угадать кто там есть кто.Буайо часто использовал прием trompe-l’oeil, "тромплей", он же "обман зрения". Не он первый его придумал ( этим славился среди прочих Караваджо), но никто иной как Буайи изобрел сам термин! И еще: Буайи обладал чудесным чувством юмора, что нашло отражение почти на всех его картинах. Так в "Сцене карнавала" 1832 г. (художнику было уже за  70) изображена толпа людей в различных экзотических нарядах. На переднем плане бегает собака, к основанию хвоста которой подвешена маска.

Выставка продлиться до 19 мая, подробности:

https://www.nationalgallery.org.uk/exhibitions/boilly-scenes-of-parisian-life