31.10.2018 ПОСЛЕДНИЙ ПРЕРАФАЭЛИТ

burnjohnsblogimagesmall

статья в формате pdf

В конце октября в лондонской галерее британского искусства Тейт-Бритн открылась масштабная выставка работ художника, дизайнера и иллюстратора XIX века Эдварда Бёрн-Джонса. Он вместе со своим ближайшим другом и партнером по бизнесу Уильямом Моррисом примкнул к движению прерафаэлитов и основал направление дизайна "искусства и ремесла" - предтеча ар-нуво. Бёрн-Джонс стал единственным прерафаэлитом, получившим мировую известность при жизни. (Косвенное подтверждение этому - на выставке, посвященной коллекции Щукина в Центре Луи Виттона в Париже в 2016 году был представлен большого размера гобелен дизайна Бёрн-Джонса, о существовании которого, как я выяснил,  организаторы лондонской выставки не знали. Щукинская коллекция славилась своим исключительно высоким качеством - JM)  

Последняя подобная ретроспектива работ художника проходила в Лондоне в 40 лет назад. На нынешнюю выставку прибыло около 150 работ из разных стран мира: его иллюстрации к легендам о короле Артуре, сказаниям и мифам Средневековья, Античности и Библии. Один из залов отведен дизайнерским творениям Бёрн-Джонса: гобеленам, витражам, иллюстрациям к книгам и расписанным им предметам мебели. Для него не существовало разницы между изящным и прикладным искусствами.

Эдвард Бёрн-Джонс (1833 - 1898 ) был человеком весьма скромного происхождения. Он родился и вырос в индустриальном Бирмингеме. ( В городском музее до сих пор хранится одна из самых больших коллекций его картин, и это, плюс его витражи в нескольких церквах города, пожалуй, главная причина посетить Бирмингем в наши дни! Больше там делать особенно нечего. - JM) Отец его был багетным мастером, с трудом сводившим концы с концами, мать скончалась через несколько дней после того, как произвела Эдварда на свет. Окончив школу Бёрн-Джонс поступил в Экзитерский колледж Оксфордского университета на отделение теологии с намерением стать священником. Там он знакомится с Уильямом Моррисом и позднее с Данте Габриелем Розетти, одним из основателей "Братства прерафаэлитов". Все трое принимают участие в росписи стен оксфордского дискуссионного клуба Oxford Union. Общая тема фресок - легенды о короле Артуре. Бёрн-Джонс бросает учебу, чтобы заняться искусством и берет уроки живописи у Розетти, под чьим влиянием поначалу находится. 

Во время первой (из четырех) поездок по Италии в 1859 году, он копирует работы мастеров Возрождения, особенно большое влияние на него оказывают шедевры Боттичелли и Микеланджело. Сформировавшийся в этот период индивидуальный творческий "голос" Бёрн-Джонса можно считать синтезом прерафаэлизма, символизма и искусства эпохи Возрождения. Как сказал директор Тейт-Бритн Алекс Фаркухарсон на открытии, творчество Бёрн-Джонса носит мистический характер, это мир прекрасных сновидений.

Надо сказать, что у Бёрн-Джонса маленьких картин почти нету, разве что наброски и предварительные этюды, его законченные полотна надо измерять метрами. При создании своих работ-сновидений художник использовал реальных натурщиков и натурщиц. Часто это были его друзья и родные: Уильям Морис с женой Джейн, его супруга Джорджиана и его дети Филип и Маргарет.

Два зала выставки отведены под самые известные циклы работ художника: "Шиповник или Спящая красавица" (1890 год) и незаконченный "Персей" (работа начата в 1875 году), причем полотна, составляющие каждую из двух   композиций выставляются вместе впервые. 

Один зал посвящен портретному искусству Бёрн-Джонса. Тут, кроме женских, есть и мужские портреты. Художник и мужскую красоту не оставлял без внимания. Вообще, понятия красоты, изящества, грациозности - ключевые в понимании его творчества. Но красота красотой, однако надо подчеркнуть, что все творчество Бёрн-Джонса и само движение "искусства и ремесла" были своего рода противоядием, реакцией на бездушный индустриальный век, на рост городов за счет разрушения деревенского уклада жизни, на безличие механизации, отнимающей у ремесленников работу, на "чертовы мельницы" как чуть ранее назвал фабрики и заводы художник и поэт Уильям Блейк. 

В 1860 Бёрн-Джонс женился на Джорджиане Макдональд. Об удивительной семье  её отца, преподобного Дж.Б. Макдональда, стоит сказать два слова. Cестра Джорджианы Агнес вышла замуж за знаменитого викторианского художника-классициста Эдварда Пойнтера, другая, Луиза, - за владельца металлургических предприятий Альфреда Болдуина и стала матерью трижды премьер-министра Стэнли Болдуина, а третья, Алис, - матерью Редьярда Киплинга. Таким образом, Киплинг и Болдуин были племянниками Бёрн-Джонса!

Остается добавить, что организаторы выставки чудесно подобрали цвета стен каждого из залов, задний фон как нельзя лучше оттеняет работы художника. 

Выставка продлится до 24 февраля 2019 года, подробности:

https://www.tate.org.uk/…/tat…/exhibition/edward-burne-jones

С дизайнерскими работами Бёрн-Джонса лучше всего познакомиться:

в кафе Музея Виктории и Альберта

https://www.vam.ac.uk/articles/william-morris-and-the-va ;

в Оксфордском дискуссионном клубе Oxford Union, можно договориться о посещении, см. https://www.oxford-union.org/library/murals ;

в Оксфорде же в соборе колледжа Christ Church 5 витражей Бёрн-Джонса;

в усадьбе и ремесляной мастерской под Лондоном Келмскотт / Kelmscott  Уильяма Морриса и его семьи; 

https://www.sal.org.uk/kelmscott-manor/

Упомянутые места Бёрн-Джонса в Бирмингеме;

...это все среди многого прочего...

Jerry Miller проводит экскурсии по выставке в Тейт-Бритн для небольших групп, 

звоните +44 7754 062365, пишите info@angliskyklub.com