24.10.2018 ИСКУССТВО СТРОИТЬ ЗДАНИЯ

imagerenzopianosmall

заметка в формате pdf

В середине сентября в Королевской академии искусств (RA) на Пиккадилли открылась выставка "Ренцо Пиано: Искусство Строить Здания". Пиано - это один из самых известных современных архитекторов и почетный академик RA. Среди его многочисленных творений Центр Помпиду в Париже и самое высокое здание Западной Европы, "Осколок", в Лондоне. Эта выставка одновременно и впечатляющая ретроспектива его работ, и инаугурация новой цепочки галерей Gabrielle Jungels-Winkler, построенной в связи с празднованиями 250-летия основания Королевской академии в этом году.   

Экспозиция подробно рассказывает о 16 проектах Пиано и его архитектурной мастерской Renzo Piano Building Workshop (RPBW, http://www.rpbw.com), созданной им в 1981 году. На 16 больших офисных столах расставлены макеты, разложены эскизы от руки, на стенах висят чертежи, а сверху свисают элементы конструкций в натуральную величину. Из крупномасштабных работ Пиано, кроме упомянутых Центра Помпиду (1971 - 1976 годы ) и "Осколка" (2012),  выставка повествует также о Культурном центре имени Жана-Мари Тжибау в Канаде, штаб-квартире газеты Нью-Йорк-Таймс в Нью-Йорке (2007), Культурном центре имени Ставроса Ниархоса, получившем прозвище «новый Акрополь» в Афинах (2017), международном аэропорте Кансай в Осаке, Япония (1994), Музыкальном парке в Риме (2002) и Музей академии кинематографических искусств в Калифорнии (2012 - в работе сейчас) среди прочих. Как можно заметить из этого списка, бюро Пиано строит в основном общественные здания, причем малоэтажные. Лондонский "Осколок"/ The Shard несколько выбивается из этого ряда не только в силу своего назначения (офисы и пятизвездочная гостиница), но и потому, что Пиано как-то в интервью заявил, что терпеть не может небоскребы. И построил самый "небоскребущий" всей Европы.  

Кроме того в центральном зале выставки создан воображаемый остров, по которому расставлены макеты 100 важнейших проектов Пиано и его коллег. В этом же зале демонстрируется документальный фильм, в котором великий архитектор делится своими идеями и где на стенах висят 16 его портретов, выполненных видным итальянским фотографом-документалистом Джанни Беренго Гардина. 

Когда заходишь на выставку, создается впечатление, что оказался в архитектурной мастерской, а я побывал во многих, есть с чем сравнить. Собственно удивляться здесь нечему, поскольку выставку организовывало само архитектурное бюро RPBW. О себе, любимых, позаботились как следует. Сейчас у RPBW есть отделения в Генуе (перестроенный завод), Париже и Нью-Йорке, общее число сотрудников 150 человек.

Итальянца Пиано, вместе с британцами Ричардом Роджерсом и Норманом Фостером называют отцами-основателями архитектурного стиля хай-тек. Он родом из генуэзской  семьи потомственных строителей. Молодые Пиано и Роджерс познакомились в Лондоне в конце 1960х и вместе с женой Роджерса Сю создали архитектурную мастерскую. Роджерс тогда шутил, что, мол, трое могут быть безработными с тем же успехом, что и двое.  

Однако вскоре судьба им улыбнулась. Их проект одержал победу над предложениями сотен французских архитекторов на конкурсе строительства Центра современного искусства в центре Парижа. И на месте огромной парковки за пять лет было возведено чудо современного зодчества по прозвищу "нефтеперегонный завод". То, что у большинства зданий является начинкой: несущая конструкция, электроснабжение, канализация, лифты и эскалаторы, у Центра Помпиду снаружи. Причем элементы различного функционального назначения окрашены в разные цвета: все связанное с вентиляцией - белое, с кондиционированием воздуха - синее и так далее. Это превращает архитектурное строение в некий гигантский механизм. До сих пор Центр Помпиду считается важнейшим достижением Пиано, а здания Роджерса, хотя он давно "развелся" с Пиано, и в наши дни похожи на пестрые сложные агрегаты, пример тому Leadenhall Building (по прозвищу "Терка для сыра") в лондонском Сити, вступившее в эксплуатацию в 2014 году.  

Любопытен самый последний из 16 проектов, представленных на выставке, посвященной творчеству Пиано, тот, над которым Renzo Piano Building Workshop работает в настоящее время: Всеафриканский центр бесплатной скорой помощи детям, которая возводится в Уганде на берегу озера Виктория. Для нее-то как раз выбран архитектурный стиль лоу-тек, "низкие технологии". Стены больницы составлены из землебитных блоков, материал для  которых добывается на месте; над стенами "парит" фотоэлектрическая крыша.  

Надо сказать, что Пиано себя к интеллектуалам не относит. Он просто любит строить. Вот что он сказал в интервью: "В какой-то мере смешно, что такую большую экспозицию организует Королевская академия искусств. Я не теоретик и, если я чему-либо учу, то только в ходе процесса работы над тем или иным проектом. Если не считать принципа целостности, у меня нет устоявшихся взглядов на архитектуру, нет определенного подхода или стиля в работе. Каждое из наших зданий - исследование". 

Не часто видишь человека, у которого жизнь так очевидно удалась. Ренцо Пиано только что исполнился 81 год, но он не выказывает намерения уходить на пенсию. На память приходят другой великий итальянец - один из четырех гигантов Высокого Ренессанса - Тициан, который скончался от чумы в возрасте 90 лет с кистью в руке.

Подробности о выставке: 

https://www.royalacademy.org.uk/exhibition/renzo-piano?utm_source=Adestra&utm_medium=email&utm_term=&utm_content=&utm_campaign=Renzo%20Piano%20press%20release&emailcode=