03.10.2018 А Я - ТАК ПРОТИВ!

iobjectimagesmall

заметка в формате pdf

В самом старом музее мира, которому мы обязаны словом "музей" в значении "большая коллекция", в Британском, в начале сентября открылась выставка, от которой попахивает хулиганством: I Object: Ian Hislop's Search for Dissent" - "А вот я - так против: Иен Хислоп в поисках диссидентства". Иен Хислоп — это редактор выходящего раз в две недели британского сатирического журнала Private Eye - "Частный детектив", высмеивающего все и вся, начиная от политических новостей и кончая знаменитостями. Этот журнал - прямой преемник блистательного "Панча", который прекратил свое существование в 2002 году. Хислопа обычно называют самым судимым британцем - имеются в виду тяжбы с журналом из-за так называемой "клеветы". Кому, как ни ему, гению современной сатиры, Британский музей мог поручить организацию подобной выставки? Три года Хислоп работал в запасниках Музея, чтобы из девяти миллионов артефактов коллекции отобрать несколько десятков вещественных свидетельств подрыва авторитетов, осмеяния великих, скрытого бунтарства или просто проказ за всю историю человечества. Как рассказал мне в интервью Иен, многие экспонаты Музея повествуют о победах и величии власть имущих: фараонов, царей, полководцев. А что бы было, если бы историю комментировали потерпевшие поражение или простые люди, те, кто был против официальной трактовки событий? Мне вспоминается, как в школьных учебниках мы подрисовывали усы и бороды гениям человечества обоих полов...

Неудивительно, что на такой выставке видное место занимают британские карикатуристы  конца XVIII и начала XIX веков Джеймс Гиллрэй и Томас Роландсон, каждый из которых вполне заслуживает отдельной экспозиции. Вот под стеклом карикатура Гиллрэя 1792 года жестоко высмеивает принца-регента, будущего короля Георга IV: за столом с объедками сидит жирный детина с растрепанной шевелюрой и ковыряет вилкой в зубах. На столике рядом расставлены лекарства от венерического заболевания, геморроя и запаха изо рта. Недостроенное здание за окном (видимо, будущий Букингемский дворец) намекает на большие долги принца. Любопытно, что во времена Гиллрэя и Роландсона карикатуристам платили взятки, чтобы они не тиражировали свои произведения. 

На эту выставку из Британской библиотеки прибыла знаменитая "нечестивая библия короля Якова" 1631 года издания. Наборщик в заповеди Моисея "Не прелюбодействуй!" пропустил частицу "не"!

Когда знакомишься с экспонатами "А я - так против" становится очевидным, что в одних случаях диссидент ничем не рискует, выражая свое мнение, но в других рискует доходом, благополучием и даже жизнью. Хороший пример тому вроде ничем особым не примечательная китайская марка стоимостью в пять юаней, выпущенная в 1992 году в честь Олимпийских игр в Барселоне. На ней изображена группа бегунов с номерами на груди. Однако власти КНР сразу после поступления в продажу этой марки в панике её из оборота убрали: номера на груди бегунов 64, 9 и 17 без труда дешифруются как дата жестокого подавления властями  про-демократических протестов на Площади небесного спокойствия 4 июня 1989 года. Что затем случилось с гравером, мы не знаем.

Часто выражения протеста тайно появляются на денежных знаках. Вот под стеклом британская монета достоинством в один пенни с профилем короля Георга V 1913-14 годов. Поверх королевского профиля чеканкой нанесено Vote for Women - "Дайте голоса на выборах женщинам!". А вот британская монета в два шиллинга выпуска 1937 года, на ней поверх профиля Едуарда VIII вычеканена свастика и слово "нацист". Всего лишь 11 месяцев правивший и отрекшийся от престола в 1936 году старший брат отца сегодняшней королевы был известен тем, что симпатизировал Гитлеру.

Как сказал в интервью сам Иен Хислоп, его любимый экспонат, он же самый древний на выставке, это плитообразный древневавилонский кирпич шестого века до нашей эры. В центре его рельефно пропечатано имя царя Навохудоносора II, проводившего в то время масштабное строительство и перестройку городов и храмов. Однако над именем царя кирпичник по имени Забина выбил на арамейском свое имя. Тот факт, что надпись сделана на арамейском - лингва-франка Ближнего востока, родственная ивриту - скорее всего означает, что Забина был иностранцем, возможно, рабом, возможно, иудеем, поскольку в правление Навохудоносора II Иудея была покорена и Иерусалимский храм разрушен. Вот такая маленькая месть: мол я, Забина, войду в историю точно так как ты, великий царь. И вошёл: 2500 лет спустя его кирпич красуется на выставке в Британском музее.  

С моей точки зрения звезда выставки - каменный осколок с пещерными рисунками: бизона, пронзенного копьями, какого-то человека с непонятной решеткой впереди. Присмотревшись, понимаешь, что человек этот толкает перед собой тележку из супермаркета! В 2005 году гениальный муральный художник Банкси незаметно зашел в зал "Римская Британия" на втором этаже музея и без разрешения повесил это произведение на стене с довольно убедительной табличкой и номером по каталогу. Три дня она весела там пока работники не всполошились и ее убрали. Не думаю, что тогда им было смешно. Но надо еще раз отдать должное Британскому музею: сейчас эта работа Банкси - официальный экспонат музея и значится в его каталоге.

Well done, British Museum!

Подробности: http://britishmuseum.org/whats_on/exhibitions/i_object.aspx