29.08.2018 АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ ИЗ КОНСЕРВНЫХ БАНОК

forthplinthimagesmall

заметка в формате pdf

Весной на "самом пустом пьедестале" Лондона на Трафальгарской площади композицию Дэвида Шригли "По-настоящему здорово!" (в виде огромной черной руки с удлиненным большим пальцем) сменил крылатый человекобык работы американо-иракского скульптора Майкла Раковица. Скульптура сделана из десяти с половиной тысяч консервных банок из-под сиропа и называется "Невидимый враг не должен существовать". Два подобных ангела-хранителя - шеду - символически оберегали ворота Нергал королевского дворца в столице Ассирии Ниневии в VII веке до нашей эры.  Оригинал был уничтожен бойцами Исламского государства в 2015 году, работа Раковица - копия. Скульптор поставил перед собой сверхамбициозную задачу воссоздать примерно семь тысяч археологических артефактов, либо сознательно уничтоженных бойцами ИГИЛ, либо похищенных или поврежденных во время военных действий в Ираке.

Когда в 1840-х годах на месте Королевских конюшен разбивали Трафальгарскую площадь, было решено установить по её углам четыре памятника: два пеших и два конных; конные - королям Георгу IV и его младшему брату Вильгельму IV, "королю-капитану", другу адмирала Нельсона. Два оставшихся пьедестала заняли генералы покорители Индии Напье и Хависток.  Георг IV стоит на свем месте с 1843 года, а вот на Вильгельма IV денег в казне не хватило. И 150 лет этот четвертый пьедестал пустовал, пока в 1999 году не было решено использовать его для сменных произведений искусства. В 2005 году была создана Комиссия проекта "Четвертый пьедестал", а в расположенной рядом Национальной галерее стали проводить выставку-конкурс макетов предлагаемых к установке шедевров. И началось...

1999 - Esse Homo (мраморный Иисус) Марка Уоллингера;

2000 - "Пренебрегая историей" Билла Вудроу (дерево, растущее из книги, придавившей голову); 

2001 - "Монумент" Рэйчел Уайтрид (копия четвертого пьедестала из прозрачного пластика перевернутая кверху ногами);

2005 - "Алисон Лэппер беременна" Марка Куинна, пятиметровая белая мраморная женщина с деформированными руками и ногами и большим животом;

2007 - "Модель отеля" Томаса Шютте, нагромождение полупрозрачных цветных пластин;

2010 - "Корабль Нельсона в бутылке" Йинки Шонибаре (кораблик с парусами африканской окраски, заключенный в огромную бутылку);

2009 - "Один и другие" Энтони Гормли (живой перворманс с живыми людьми; были отобраны несколько тысяч человек и каждому дали по часу заниматься чем ему вздумается);

2012 - "Безвластные структуры" Элмгрина и Драгсета (золотой мальчик на лошадке-качалке); 

2013 - "Синий петух" Катарины Фриш;

2015 - "Дареный конь" Ганса Хааке (черный металлический скелет лошади с бантом на передней ноге; по банту на электронной бегущей строке мелькали курсы акций на Лондонской бирже);

2016 - "По-настоящему здорово!" Дэвида Шигли, о котором мы упоминали вначале.

Сверяясь с этим списком, я могу легко определить, когда мой клиент-турист последний раз бывал в Лондоне, если он вспомнит, что стояло на пьедестале. Следует также сказать, что многие из этих шедевров в той или иной степени перекликались (или передразнивали!) с другими скульптурами Трафальгарской площади. Так золотой мальчик на лошадке-качалке насмехался над установленным на противоположной стороне площади величественным Георгом IV, модель отеля предполагала, что там поселятся вездесущие площадные голуби, "Корабль Нельсона" "дополнял" Колонну флотоводца и так далее.

Очередь из скульпторов, желающих занять своим произведением искусства это свято место, растянулась на несколько лет вперед. При этом сначала утверждается модель малых размеров будущего оккупанта четвертого пьедестала, а затем уже само творение по размерам делается специально для него в нужных масштабах. Так в 2020 году крылатого быка заменит гигантский “сливочный” конус ванильного мороженного, который украсят коктейльная вишенка, муха и дрон. Художница Хизер Филипсон, автор этой инсталляции, символизирующую излишества, беспокойство и неловкость, дала ей название "Конец".