21.02.2018 СОКРОВИЩА КАЗНЕННОГО КОРОЛЯ

charlesicollectionimagesmall

заметка в формате pdf

В лондонской Королевской академии искусств до апреля проходит выставка, посвященная коллекции полотен европейских живописцев, собранной английским королем XVII века    Карлом I. Он был крупнейшим коллекционером в истории Европы и во многом повлиял на формирование уникального британского вкуса в искусстве. Среди прочего он "открыл" Рембрандта и сделал ван Дейка своим придворным художником. После казни Карла I в 1649 году, в период Республики, его гигантская коллекция была распродана с молотка и разъехались по разным уголкам планеты. И вот впервые за 370 лет она вновь, хотя далеко не полностью, собрана в стенах неоклассического комплекса RA (Royal Academy) на Пикадилли.

Должен признать, что мне, как лондонскому гиду, многие полотна и скульптуры, представленные на этой выставке, хорошо знакомы, поскольку до выставки они висели либо в Национальной галерее, либо в Виндзорском замке, Букингемском и Хемптон-Кортском дворцах, либо в Домике королев в Гринвиче.  Но многое приехало сюда из парижского Лувра, мадридского Прадо и многих малых частных коллекций. Кроме того, далеко не все посетители выставки лондонские гиды!

Давайте поставим эту уникальную коллекцию в контекст эпохи. В начале XVII века Англия относительно других европейских держав была культурно отсталой страной. В период Реформации, в первой половине тюдоровского XVI века, по приказам Генриха VIII было уничтожено все религиозное искусство, и из-за этого страна пропустила Ранний и Высокий Ренессансы.  Еще в правление своего отца, основателя династии Стюартов Якова I, молодой принц Чарльз (в российской традиции монархи получают имена, восходящие к латыни; так, сегодняшний главный наследник на престол принц Чарльз когда станет королем, в русском языке будет зваться "Карл III") отправился вместе с другом, герцогом Букингемским, (тем самым из "Трех мушкетеров") свататься в Мадрид за сестру короля Испании инфанту Марию Анну. Брак не состоялся, но принц "подсел" на искусство Возрождения, познакомившись в Мадриде с коллекцией Габсбургов.   

В 1625 году после кончины Якова I, принц Чарльз стал королем и почти сразу, не удосужившись  заручиться поддержкой Парламента, поднял налоги в стране, чтобы среди прочего иметь средства для покупки предметов искусств. С этого, кстати, начались острые трения между королем и Парламентом, что далее приведет к кровопролитной Гражданской войне. Но об этом как-нибудь в другой раз.

В 1627 году Карл I приобретает свыше 400 работ "старых мастеров" у оказавшихся в состоянии банкротства итальянских герцогов Гонзага. И с этого момента английское королевское собрание может соперничать с оными других монархов Европы. К слову говоря, в те времена абсолютизма Королевская коллекция искусства лично принадлежала английскому монарху. В наши дни она Елизавете II лично уже не принадлежит!

Среди прочего, в Англию таким образом попадает серия из 9 больших полотен кисти мастера Раннего Ренессанса Андреа Мантеньи "Триумфы Цезаря", прибывших в полном составе на нынешнюю выставку в Королевскую академию. Их обычное место обитания - Хемптон-Кортский дворец.   

Продолжая скупать бесценные работы мастеров Возрождения и Барокко Тициана, Дюрера, Веронезе, Тинторетто, Рени и других, Карл I осознает, что неплохо бы "привлечь к делу" и своих современников. У самого знаменитого художника тех времен Питера Поля Рубенса он заказывает его автопортрет - сегодня одну из изюминок коллекции. Рубенс, как известно, кроме искусства занимался дипломатией, именно благодаря ему был в 1630 году заключен Мадридский мирный договор между Англией и Испанией. Карл I пригласил Рубенса в Лондон, посвятил его в рыцари и упросил расписать потолок недавно перестроенного Банкетного комплекса / Banqueting House при своем главном Уайтхольском дворце. Эту гигантскую композицию Рубенса "Апофеоз (прославление) династии Стюартов на выставку привезти, естественно, не удалось, но пойти посмотреть на нее надо обязательно!

https://www.hrp.org.uk/banqueting-house/explore/rubens-ceiling/

На этом внук Марии Стюарт не успокоился. У Рубенса в его Антверпене было несколько толковых учеников. Один из них, тот, что специализировался на портретах, был исключительно талантлив и быстро понял, что, чтобы сделать себя имя, нужно уехать куда-нибудь из Фландрии подальше, дабы его не затмевала слава учителя. Звали этого ученика Антониус/Энтони Ван Дейк. Карл I оценил его талант, посвятил в рыцари, сделал придворным художником и дал годовое жалование в два раза большее, нежели у любого другого живописца Европы. Ван Дейку мы обязаны тремя огромными официальными портретами короля, прибывшими на выставку, а также многочисленными портретами детей монарха, в том числе будущих Карла II и Якова II. Эти работы Ван Дейка занимают два зала выставки!   

До экспозиции RA я не подозревал, что Карл I также собирал античную скульптуру; так сюда из Британского музея прибыла принадлежащая ему древнегреческая "Венера на корточках", и из других мест римские бюсты императора Марка Аврелия и его супруги Фаустины Младшей.  Еще одно очко в пользу Великого Коллекционера.

Карл I правил сравнительно недолго, с 1625 по 1649 год, когда он по приказу Парламента был казнен. Ни до него, ни после него, ни один из английских монархов не уделял приобретению произведений искусства столь большого внимания. Он купил или получил в подарок примерно 2000 шедевров.  После его казни в аукционном списке было 1300 полотен и скульптур, из них лишь 140 удалось собрать в Королевской академии 370 лет спустя. Но даже малой толики достаточно, чтобы оценить масштабы изначальной коллекции и сделать эту выставку важнейшей в Лондоне в настоящий момент.

https://www.royalacademy.org.uk/exhibition/charles-i-king-and-collector