09.08.2017 У СЕБЯ ДОМА В АНТИЧНОСТИ

almatademaimagesmall

заметка в формате pdf

В лондонском доме-музее Фредерика Лейтона, выдающегося художника и скульптора Викторианской эпохи, открылась масштабная выставка картин его друга и соратника Лоуренса Алма-Тадемы под названием "У себя дома в Античности". Должен признаться, что это один из моих самых любимых художников, хотя в сознании британских искусствоведов он значится  где-то во втором ряду живописцев. Судите сами: с того дня, как он ушел из жизни в 1912-м, выставка, о которой речь, это лишь вторая ретроспектива Алма-Тадемы, первая же проходила через год после его смерти в Королевской академии.

Алма-Тадема рисовал в разных жанрах, был прекрасным портретистом, о чем можно судить, скажем, по его автопортрету, прибывшему в Лондон из Уффици. Тем не менее, славу он получил как художник, изображавший сцены из жизни Древних Рима и Греции. Особенно ему удавалось передать текстуру мрамора и картину средиземноморского солнечного света. Циники рассматривали его картины, как портреты викторианцев в экзотических одеяниях на фоне классических зданий, а ведущий критик эпохи Джон Рёскин назвал Алма-Тадему "самым плохим художником XIX века". Одно из самых известных полотен Алма-Тадемы "Розы Гелиогабала" 1888 года, повествуюет о том, как римский император третьего века нашей эры дал приказ засыпать на пиру своих гостей таким количеством лепестков роз, что они задохнулись. Тема пришлась бы впору Питеру Полю Рубенсу, живописавшему за 250 лет до Алма-Тадемы. А ведь в том же 1888 году Ван Гог рисует свои знаменитые "Подсолнухи", уже и импрессионисты устарели, модернизм набрал обороты! 

Алма-Тадема получил признание при жизни, был членом Королевской академии, возведен в рыцари королевой Викторией, дом сэра Лоуренса в St John's Wood роскошью вполне соперничает с лейтонским, а похоронен он в "Уголке художников" лондонского собора св.Павла, рядом с другом.

Алма-Тадема известен скрупулезным изучением быта и архитектуры древнего мира, он живописал в те времена, когда совершались важнейшие открытия в этой области, в золотой век археологии. Достаточно сказать, что во время своего медового месяца в 1852 году он, остановившись в Помпеях, присутствовал на тогда только начинавшихся раскопках этого города, стертого с лица земли извержением Везувия в 79 году н.э. Картины художника насколько детальны, что послужили многим кинорежиссерам источником вдохновения для дизайна декораций и костюмов. Самый яркий пример - фильм "Гладиатор" Родни Скотта. Тут прямо целый ряд оживших картин Алма-Тадемы. 

Этот знаток Античности появился на свет в голландской деревушке Dronrijp неподалеку от столицы Фрисляндии Леувардена. Учился во фламандском Антверпене. После того, как в 1869 году умерла его первая жена, оставив на его попечении двух малолетних дочек (которые позднее стали отличными художницами и чьи картины также представлены на выставке ), 34-х летний художник влюбился в 17-и-летнюю англичанку Лауру Эппс, переехал в Англию и вскоре женился на ней. 

Много внимания на выставке уделено домам, в которых проживала в Лондоне семья художника, в первую очередь тому, на котором красуется мемориальная доска 44 Grove End Road в дорогом квартале St John's Wood вблизи Ридженс-парка. Я часто прохожу мимо нее на пути с группами к знаменитому зебро-переходу рядом со студией граммзаписи "Битлз" на Эбби-роуд. Алма-Тадема купил этот дом у другого замечательного художника Джеймса Тиссо. Он полностью перестроил дом, создав внутри цепь открытых помещений, соединенных арками наподобии римской виллы. Свою студию он отделал зеленым мрамором, а потолок покрыл сверкающим алюминиевым листом. Различные уголки этого дома можно найти на разных картинах Алма-Тадемы.

Добавлю, что работы этого британского художника голландского происхождения напоминают мне немного полотна Василия Верещагина, только в них различим не загадочный Восток, а загадочный Античный мир.

Выставка Алма-Тадемы продлится до 29 октября:

https://www.rbkc.gov.uk/subsites/museums/leightonhousemuseum/exhibitionalmatademaathome/lawrencealmatadema.aspx