Cart

СТРАСТИ ПО АРТЕМИСИИ

Ныне, когда неистовые феминистки пытаются реинкарнировать женщин прошлого, не наделенных большим талантом, самое время вспомнить о тех из них, о ком забыли совершенно несправедливо. Лондонская Национальная картинная галерея наметила на апрель открытие большой выставки, посвященной художнице-итальянке первой половины XVII века Артемисии Джентилески. Проведению выставки воспрепятствовала пандемия, но будем надеяться, что, когда волна смертей сойдет на нет и нас выпустят на улицу, Галерея все же откроет эту экспозицию. И данная заметка может оказаться полезной тем, кто решит ближе познакомиться с жизнью и творчеством одной из самых замечательных женщин в истории Европы, получившей известность всего лишь лет 50 назад.

“Портрет сидящей дамы”, ок.1620.

Артимисия работала в стиле барокко и находилась под сильным влиянием Караваджо, который был близким другом её отца Орацио, самого по себе выдающегося художника. Она родилась в Риме в 1593 году, когда еще была свежа память о гениях Высокого Возрождения. Артемисия получила художественное образование в студии своего отца. Когда ей было 17 случилось несчастье, наложившее отпечаток на всю её жизнь: её изнасиловал в студии отца назначенный ей в наставники художник Агостино Тасси. За этим последовал продолжавшийся более полугода мучительный для Артемисии судебный процесс, на котором ей буквально под пытками, как это было тогда принято, пришлось доказывать вину насильника. Больший позор представить себе трудно, после случившегося она почти не имела шансов выйти замуж. Понятно, почему позднее важнейшим аспектом творчества Артемисии Джентилески стала визуальная расправа с мужчиной-злодеем. Художница написала несколько версий “Юдифи обезглавливающей Олаферна”, четыре из них будут представлены на выставке. Кровавая месть прослеживается и в других её полотнах, таких как “Иаиль и Сисара”. Помимо этого, Артемисия часто изображала себя в роли этакой примадонны-мученицы. На выставке будут её “Автопортрет в роли святой Екатерины Александрийской” (приобретенный Галереей в прошлом году) и “Лукреция”, которая готовится наложить на себя руки после того, как её изнасиловал Тарквиний. А оправдательный приговор художница выносит сама себе на картине “Сусанна и старцы” (две версии на выставке Галереи). Но понятно, что главный доход Атртемисии был от выполнения заказов, поэтому неудивительно, что многие её работы – это портреты или полотна на библейские и античные темы, не имеющие отношения к её личной судьбе. 

“Юдифь обезглавливающая Олаферна”, 1613-14 годы.
“Иаиль и Сисара”, 1620 год.

Хотя процесс был выигран, Агустино Тасси благодаря связям почти не пострадал, однако самой Артемисии пришлось бежать во Флоренцию. Она недолгое время была замужем за младшим братом юриста, защищавшего её на суде, родила пятерых детей, из которых лишь одна дочь Пруденция дожила до совершеннолетия и пошла по художественным стопам матери. Несмотря на удары судьбы, Артемисия неуклонно продвигала свою художественную карьеру, заручилась патронажем великого герцога Тосканского Козимо II Медичи, подружилась с коллекционером и меценатом Кассиано даль Поццо, завела себе любовника-аристократа. Кроме Рима и Флоренции она подолгу работала в Венеции, Лондоне и Неаполе. В Неаполе она провела последние годы своей жизни.

Отсроченная экспозиция лондонской Национальной картинной галереи называется просто “Артемисия” – таким образом Галерея пытается поставить художницу в один ряд с великими мастерами Возрождения: Микеланджело, Рафаэлем или Тицианом, которые известны только по имени. На протяжении 40 лет своей карьеры в искусстве художница завоевала известность и восхищение всей Европы. Она дружила с Галилео Галилеем, была хорошо знакома с Антонием ван Дайком. Артемисия стала первой женщиной-членом Академии искусств Флоренции, а эта Академия в свою очередь была самой первой на Континенте. 

В 1638 году Артемисия приехала в Англию по приглашению короля Карла I. Тут же при дворе над королевскими заказами работал и её отец Орацио. К этому периоду её творчества относится моя любимая её работа “Аллегория живописи”, которая сегодня входит в Королевскую коллекцию и “проживает” в Хемптон-Кортском дворце. Любопытно, что большинство женских портретов Артемисии Джентилески – это автопортреты.  

“Сусанна и старцы”, 1622 год.

Темы и стиль работ Артемисии женский, но никак не женственной, как у других выдающихся женщин-художниц, таких как Анжелика Кауфман, Элизабет Виже-Лебрён или Берта Моризо.

“Автопортрет в образе аллегории Живописи”, ок.1638-9.

При всем при этом я не стал бы забывать её отца, хотя Орацио Джентилески заслуживает отдельного рассказа. В конце прошлого года Национальной галерее удалось собрать необходимые фонды и выкупить за 20.5 миллионов фунтов картину Джентилески-старшего “Нахождение Моисея” 1633 года. Надо сказать, что это полотно много лет висело в зале Галереи и все думали, я в том числе, что картина принадлежит ей. Оказалась, что она  была арендована. Для сравнения: самая дорогая картина Артемисии из когда-либо проданных, “Лукреция”, пошла с молотка в прошлом году всего за 4 миллиона фунтов. Никак коллекционеры произведений искусства продолжают быть неполиткорректными?

“Нахождение Моисея” 1633 год, Орацио Джентилески.

Информация о выставке: https://www.nationalgallery.org.uk/exhibitions/artemisia

PS Буду рад проводить детальные экскурсии по “Артемесии” для небольших групп, когда выставку откроют.