Cart

ВЗБИТЫЕ СЛИВКИ НА ТРАФАЛЬГАРСКОЙ ПЛОЩАДИ

Хезер Филлипсон и её творение

В конце июля на “самый пустой пьедестал” Лондона на Трафальгарской площади втихаря водрузили произведение искусства британской художницы Хезер Филлипсон “Конец” / Heather Phillipson “The End”. Инсталляция представляет из себя гигантский конус из “взбитых сливок” с коктейльной вишенкой вставленной сверху и с черными мухой и дроном-беспилотником прикрепленных ко всему этому. На сегодняшний день “Конец” – самая высокая и массивная из скульптур побывавших на четвертом пьедестале за последние 20 с лишним лет, она насчитывает 9.4 метра в высоту и весит 9 тонн. Замысловатую скульптуру должны были открыть четыре месяца, назад, однако дело задержалось из-за пандемии. Теперь “Конец” останется на постаменте до весны 2022 года. Хезер Филлипсон своей работой, видимо, отреагировала на двойственную функцию главной площади города: места празднований и демонстраций протеста, сочетание излишеств и дискомфорта одновременно..
Кстати, на беспилотнике установлена камера наблюдения, так что можно полюбоваться, что происходит на площади в прямой трансляции:

https://web102.secure-secure.co.uk/theend.today/

Когда в 1840-х годах на месте Королевских конюшен разбивали Трафальгарскую площадь, было решено установить по её углам четыре памятника: два пеших и два конных; конные – королям Георгу IV и его младшему брату Вильгельму IV, “королю-капитану”, другу адмирала Нельсона. Два оставшихся пьедестала заняли генералы покорители Индии Напье и Хависток. Георг IV стоит на своём месте с 1843 года, а вот на Вильгельма IV денег в казне не хватило. И 150 лет этот четвертый пьедестал пустовал, пока в 1998 году не было решено использовать его для сменных произведений искусства. В 2005 году была создана Комиссия проекта “Четвертый пьедестал”, а в расположенной рядом Национальной галерее стали проводить выставку-конкурс макетов предлагаемых к установке шедевров. И началось…

1999 – Esse Homo (мраморный Иисус) Марка Уоллингера;

2000 – “Пренебрегая историей” Билла Вудроу (дерево, растущее из книги, придавившей голову);

2001 – “Монумент” Рэйчел Уайтрид (копия четвертого пьедестала из прозрачного пластика перевернутая кверху ногами);

2005 – “Алисон Лэппер беременна” Марка Куинна, пятиметровая белая мраморная женщина с деформированными руками и ногами и большим животом;

2007 – “Модель отеля” Томаса Шютте, нагромождение полупрозрачных цветных пластин;

2010 – “Корабль Нельсона в бутылке” Йинки Шонибаре (кораблик с парусами африканской окраски, заключенный в огромную бутылку);

2009 – “Один и другие” Энтони Гормли (живой перформанс с живыми людьми; были отобраны несколько тысяч человек и каждому дали по часу заниматься чем ему вздумается);

2012 – “Безвластные структуры” Элмгрина и Драгсета (золотой мальчик на лошадке-качалке);

2013 – “Синий петух” Катарины Фриш;

2015 – “Дареный конь” Ганса Хааке (черный металлический скелет лошади с бантом на передней ноге; по банту на электронной бегущей строке мелькали курсы акций на Лондонской бирже);

2016 – “По-настоящему здорово!” Дэвида Шигли.

2018 – “Невидимый враг не должен существовать” – крылатый человек-бык работы американо-иракского скульптора Майкла Раковица из десяти с половиной тысяч консервных банок из-под сиропа.

Когда мне кто-либо из моих туристов говорит что видел на пьедестале в свой предыдущий визит в Лондон, я, сверяясь с этим списком, могу легко определить, когда он приезжал. Надо добавить, что как и творение Хезер Филлипсон, почти все “обитатели” четвертого пьедестала в той или иной степени перекликались с происходящим на Трафальгарской площади и другими скульптурами здесь стоящими. Так золотой мальчик на лошадке-качалке определенно насмехался над установленным на противоположной стороне площади величественной конной статуей Георга IV, модель отеля предполагала, что там поселятся вездесущие площадные голуби, “Корабль Нельсона” издевательски “дополнял” Колонну флотоводца и так далее.
Очередь из скульпторов, желающих занять своим произведением искусства это свято место, растянулась на несколько лет вперед. При этом сначала утверждается модель малых размеров будущего оккупанта четвертого пьедестала, а затем уже само творение по размерам делается специально для него в нужном масштабе.